liebel: (Default)
Liebe ([personal profile] liebel) wrote2022-04-05 06:11 am

Про доверительное управление Газпромовской дочерней компании

Я пару дней вынашивала пост о том, как я, собственно, ошибалась. Да и вообще, если посмотреть, всю жизнь иду от одной ошибки к другой -- вероятно, так люди и развиваются. Быть правой очень долго казалось мне важным, было некоей ценностью, усвоенной видимо с детства. Эта адаптивная стратегия, как сказали бы психологи, во взрослом возрасте начала мне, скорее, мешать. В других при этом я очень ценила способность извиняться и признавать свои ошибки -- да взять хотя бы последнее интервью Фейса Юрию Дудю: ничего, кроме огромного уважения и доверия, у меня такой личностный рост не вызывает (первое интервью пятилетней давности я тогда, кажется, вообще целиком посмотреть не смогла).

В начале декабря я разговаривала с коллегой, более информированным насчет актуального состояния магистральных газовых сетей: мол, что и как, вижу в газетах разброс мнений от "Путин шантажирует немцев ради ввода в строй Северного потока-2" до "Из-за погодных условий выработали недостаточно ветряной энергии", в чем же правда и что говорят об этом в целом в отрасли? И хотя и он однозначного ответа дать не мог, но Газпром по его словам и правда мог бы импортировать больше, и именно газпромовские газохранилища Реден (одно из крупнейших в Европе) и Хайдах (территориально находится в Австрии, но подключено к немецкой сети) в начале отопительного сезона были практически пустыми. И что в начале года (когда, как правило, в Германии бывают самые сильные морозы) они ждут перебоев с газом. Что ж, прям перед Новым годом прокачка по газопроводу "Ямал-Европа", идущему через Беларусь (по мощности он составляет где-то треть суммарной мощности транзита через Украину или половину Северного потока -- видела предположения, что именно туда-то и хотели перенаправить газ) где-то на месяц была полностью остановлена (это данные из коллектора данных европейского газового рынка ENTSOG по физической перекачке газа через газоизмерительную станцию Кондратки в Польше ).

То есть по итогу Газпром, видимо, действительно выполнял свои долгосрочные контракты, но и только. А вот на спотовом рынке дополнительные объемы газа, которые мощности газопроводов в принципе позволяли импортировать, все же не предлагал. Если антимонопольное расследование этого дела когда-нибудь и состоится, хотелось бы мне почитать решение суда: монополист взвинтил цены в небеса так, чтобы самому же на них ничего не заработать (хотя оставим некоторый процент сомнений на то, что некоторые долгосрочные контракты все же были отвязаны от когда-то давно ставшей невыгодной привязки к ценам на нефть).

Но сегодняшняя новость немецкого газового рынка меня, конечно, сбила с толку: немецкое Федеральное сетевое агенство берет в доверительное управление немецкую дочернюю компанию Газпрома Gazprom Germania. Немецкое Treuhänder не стоит, на мой взгляд, переводить как внешнее управление, как пишет большинство новостных источников, и уж тем более как национализацию -- хотя большая доля иронии заключается в том, что и внешнее управление, и национализацию обсуждают применительно к активам западных компаний, временно ушедших с российского рынка (Наталья Зубаревич в нескольких недавних интервью подчеркивала разницу). Большое отличие заключается в том, что в Германии для этого не надо срочно принимать новые законы: это Газпром нарушил законодательство, не получив согласия немецкого министерства экономики на продажу компании, владеющей объектами критической инфраструктуры, неевропейским организациям. В самом факте, как таковом, нет ничего предосудительного: например, австралийский инвестиционный холдинг Macquarie в последние годы уже покупал, и не по одному разу (писали, что купить, снять сливки и продать через некоторое время -- его бизнес-модель), немецких операторов магистральных газовых сетей благодаря их не сверхвысокой, но гарантированной доходности. Однако в данном случае, с одной стороны, Gazprom Germania уже собирались ликвидировать, что незаконно без одобрения сделки о продаже, а с другой -- совершенно не ясно, кто стоит за двумя новыми собственниками. Поздно вечером русская служба BBC News, правда, кое-что все же выяснила:

Би-би-си узнала, кто стоит за ними. По сообщению немецких властей, новыми собственниками Gazprom Germaniа должны были стать российские компании «Газпром Экспорт Бизнес-Сервисы» и «Палмэри».

Первая компания — из Санкт-Петербурга, и до 31 марта этого года она принадлежала «Газпром Экспорту», но потом почти полностью была переписана на саму себя. Это известная лазейка, которая позволяет скрыть актуальных собственников. На то, что он мог остаться прежним, указывает косвенный факт: несмотря на формальную смену учредителя, контактная электронная почта в едином государственном реестре юрлиц не менялась. И это почта «Газпром Экспорта».

Вторая компания из сообщения немецких властей — «Палмэри» — связана с первой: ей принадлежит 0,1% в «Газпром Экспорт Бизнес-Сервисы». Ее собственники вовсе не указаны, а директор — москвич Дмитрий Цепляев — в основном зарабатывает на жизнь автотюнингом и электронной музыкой. Не далее как 20 марта он выступал в одном из столичных клубов под именем диджея Five.

Би-би-си спросила Дмитрия Цепляева, как его компания взлетела на такие вершины энергетического бизнеса, он прочитал сообщение в WhatsApp, но не ответил на него.


Тверская рюмочная "Лондон" 2.0. Если опять же вспомнить историю со страховкой на случай банкротства газпромовских дочек, я тогда аргументировала тем, что Газпрому дорога его репутация на немецком рынке, и он во что бы то ни стало будет выполнять свои контрактные обязательства, а если что -- за его спиной российское государство с его золотовалютными резервами, но вот сейчас уже на фоне всего того, что российские власти творят от имени всей страны, уверенной быть нельзя ни в чем (как сказал Христо Грозев Дмитрию Гордону, дальность горизонта планирования не указывает на то, что человек, принимающий такие решения, собирается жить настолько долго, чтобы пришлось отвечать за последствия). И уж что немецкими дочками Газпрома будет управлять, пусть даже и на полгода, федеральный регулятор, мне и в жизни бы не приснилось. Первая аналогия, которая мне приходит в голову -- Международная ассоциация воздушного транспорта, которой вдруг пришлось самой строить самолеты, страховать их и перевозить грузы одновременно. Но ладно, вопрос-то на самом деле в том, будет ли это доверительное управление хуже чем то, как вел бизнес сам Газпром? Поскольку способность монополиста не воспользоваться взвинченными ценами себе на пользу, безусловно, требует определенного мастерства и самоотверженности.

К немецким активам Gazprom Germania относятся следующие компании, разделенные в полном соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС:

оператор газохранилищ astora, владеющий примерно четвертью суммарного объема немецких газохранилищ (шесть миллиардов кубометров).

оператор магистрального газопровода Gascade -- один из одиннадцати в Германии. Еще одним непрямым совладельцем является тот самый уроженец Львова Михаил Фридман, которого недавние санкции поставили перед необходимостью самому убирать свой лондонский дом.

торговец газом WINGAS -- его называют трейдером, но на мой взгляд, важнее его роль поставщика газа конечным потребителям. Его долю немецкого рынка оценивают в 20%.

Не кот чихнул.

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting